«Лекс» в сезоне-2025 сумел добиться исторического для себя события — команда никогда ранее не играла в финалах чемпионата страны. В игре за золото коллектив Кирилла Романова уступил «Кристаллу» (5:7), но ценнее от этого серебро главного турнира страны не стало. Несмотря на сложный старт, команда сумела прийти по итогам турнира к заветным наградам.
О сложностях первого года на тренерском мостике, финале против бывшей команды — «Кристалла», роли вратарей в успехе, самом эмоциональном матче ЧР и мыслях о Кубке России в интервью BSRussia рассказал играющий тренер «Лекса», восьмикратный чемпион страны — Кирилл Романов.
— Суперфинал позади. В копилке историческое серебро. Что скажете, выдохнув, подведя итоги и проанализировав результат?
— Как раз выдохнуть пока всё равно не получается, какое-то эмоциональное опустошение. Как вы сказали, это серебро можно назвать историческим с той точки зрения, что «Лекс» — молодой клуб, поступательно развивается, не с каким-то огромным бюджетом и звёздным составом. Серебро вполне можно записать себе в актив, как успешное выступление. В целом, конечно, присутствует обида, что золотые медали были близко: хорошая игра, отличный финал. Не ударили в грязь лицом, выглядели достойно и это как раз-таки та кропотливая работа, которую мы проделали. Могу сказать большое спасибо ребятам, что доверились и пытались сделать всё по максимуму. Для меня, наверное, одно из самых важных качеств, которое они продемонстрировали в этом Суперфинале — это характер, боевая злость, голод до побед, которого нам не хватило в регулярке. От этого, можно сказать, нас прорвало и была закалённость к достижению результата.
— Что значит завоёванное серебро для коллектива и клуба в целом?
— Конечно же, это успех, мы высокую планку задрали. Перед сезоном, ставили планы быть в медалях, учитывая, что у нас было точечное усиление игроками сборной России, поэтому изначально намеревались задать высокий темп, показать отличную игру. Но первый этап в Анапе вышел скомканным. После него мы многое пересмотрели, стали на определённый курс, который довёл нас до такого результата. Мы сделали всё верно, но было непросто. Для коллектива, который притирался, мы прошли огонь, воду и медные трубы. Нам удалось сделать наш бренд «Лекс» узнаваемым, любимым для болельщиков, которые искренне после матчей встречали и благодарили за такую драму и каскад эмоций, которые мы подарили им в трёхдневном рандеву в Санкт-Петербурге. Конечно, задрать планку легко, но, как это часто бывает, удержаться на плаву — намного тяжелее. Придётся Х2 работать усерднее и стремиться к тому идеалу, который мы хотим. Безусловно, нам есть над чем работать.
— Довольно ли руководство таким результатом?
— Президента мы ещё не слышали, но в целом весь штаб и руководство довольны. Отметили нашу работу. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто поддерживал и принимал участие: тренерский, медицинский и административный штабы. Все стараются, стремятся, можно сказать, команда с чистого листа была собрана в этом сезоне и только с опытом, ошибаясь, приходишь к какому-то идеальному результату. Видны те усилия и, главное, душа, которые люди вкладывают в общее дело, это всё и выливается в такие успехи.
— Положа руку на сердце, если бы вам перед началом года сказали, что будете играть в финале и биться с «Кристаллом», поверили бы? Это то, к чему вы шли? Как удалось справиться по ходу сезона с неудачами и перевернуть всё в свою пользу?
— Конечно, мы стремились, ставили задачу попасть в медали. Играть в финале — это уже выполнение задачи. Но золото — это сумасшедший успех. Мы понимали, что если хочешь стать чемпионом, в идеале нужно обыгрывать «Кристалл», на любой стадии плей-офф. Возможно, это будет полуфинал. Так сложилось, что мы в финале с оранжевыми оказались. Как я уже сказал, путь наш был непрост. Но опять же, благодаря профессионализму ребят, психологической, эмоциональной, тактической и технической работам — получилось дойти до финала. Александр Борисович (Александр Елизаров, тренер-консультант «Лекса», экс-главный тренер петербуржцев. — BSRussia.) всегда был на связи, помогал, направлял и это давало эмоции и силы, чтобы продолжать и гнуть свою линию. Самое главное, это вера руководства, которое тоже поддерживало, не было никакого давления, несмотря на то, что поначалу наши результаты были грустными. Хотя нас изначально записывали чуть ли не в финалистов, ведь по составу и на бумаге это действительно казалось так. Нужно было обтесать углы и сделать из этого камня бриллиант. Плодотворно, ежедневно шла работа и она до сих пор идёт. Это только один шаг по ступеням наверх, но лестница на этом не заканчивается, нужно также продолжать в том же духе.
— Можно ли сказать, что трудности в каком-то смысле ещё больше мотивировали и заставили преодолевать себя? Если всё идёт гладко, то иногда это приводит к расслабленности?
— Вы верно сказали, мы сначала упали на дно, потом поступательно поднимались вверх. Победы в регулярном чемпионате как над «Локомотивом» (5:5, 3:0 пен.), когда мы проигрывали, на последних секундах сравняли счёт и в серии пенальти вытащили игру — такие матчи у нас были не единожды. Возможно, в плей-офф это сыграло нам на руку. Мы уже понимали, как действовать и какое-то хладнокровие с этой точки зрения проявили.
— Какой из матчей сезона вы бы отдельно отметили, в каком ощутили невероятный прилив эмоций?
— Как я уже упомянул, это матч против «Локо», когда мы проигрывали. Сумасшедший гол Ромы Фомина на последних секундах, тогда все ребята поверили, что всё в наших руках, точнее, ногах и головах. Результат придёт, главное, верить. У нас в коллективе собраны мастеровитые парни, они многое прошли. Большинство уже играли в финалах за свои клубы. У многих есть титулы. Главное было объединиться и почувствовать уверенность в себе. Как раз такие матчи как с «Локомотивом» нам дали большой прилив сил, понимание, как и куда двигаться.
— Насколько сложным этот чемпионат был лично для вас? Что было самым трудным? Руководить и играть самому? Или что-то другое?
— Честно сказать, единственное, с точки зрения минусов в тренерстве — это нехватка сна. Сложно засыпать, и зачем-то рано просыпаешься. Всегда какие-то мысли, заставляешь себя уснуть, но не получается. Здесь даже Александр Борисович не дал чёткого понимания, как с этим бороться. Назовём это единственным отрицательным моментом (улыбается).
Играть и тренировать — это недостижимая задача, если полностью уйти в это без какой-либо поддержки. Благо, что у меня был карт-бланш от Александра Борисовича, который практически 24/7 на связи. Это мне помогало, и, в моменте, когда опускались руки, это встряхивало и давало лёгкого пинка.
— Как настраивались на финал? Ночь была бессонной, удалось уснуть? Чего не хватило в битве с «Кристаллом»?
— С точки зрения финала, понимал, что тактически, технически уже ничему команду за один день не научишь. Главным было подойти к этому противостоянию эмоционально, потому что до этого у нас было два матча — четвертьфинал и полуфинал, физически и эмоционально затратные. Нужно было дать больше эмоций, агрессии, чем даже какую-то тактику. Тут уже многое уходит на задний план. Второе место, безусловно, это результат, но всё равно — это поражение. Ты заканчиваешь турнир с ложкой дёгтя. Хладнокровия, эмоций в концовке, наверное, нам и не хватило.
— Ваш первый чемпионат в роли играющего тренера, каким он запомнится вам?
— В целом чемпионат получился уникальным, для меня точно запоминающимся, с точки зрения нервотрёпки, бессонных ночей. Плохой опыт — это тоже опыт. Но когда играешь в финале, уже немного выдыхаешь, понимая, что это всё было не зря. И, как сказала моя жена, это серебро лично для моей семьи им точно дороже золота. То, что мы сотворили за эти три дня — дорогого стоит. Видя, как парни взрывались, горели, какие эмоции переживали, какие слова говорили — после этого понимаешь, что та часть души, сил, отданных команде, она возвращается вдвойне.
— Насколько принципиальным лично для вас был финал с Кристаллом, в котором вы провели не один яркий сезон?
— Если честно, никакой принципиальности не было. К «Кристаллу», я не устану это повторять, всегда отношусь и буду относиться с огромной благодарностью за то, что он мне подарил. Лучшие клуб, история и часть моей жизни. Самые большие титулы, это большая команда, имя. Со многими ребятами общаюсь, слежу, переживаю, большая часть жизни прожита с ними. Огромной принципиальности обыграть и что-то доказать — такого не было. Может, уже в силу возраста. Сейчас присутствовала принципиальность за команду «Лекс», за парней, мы вместе маленькую такую жизнь прожили, это семья, которая только образуется. Тут было важным настроить и передать уверенность, что всё решается на песке, все такие же люди и ничего сверхъестественного тут нет.
— Что скажете о своём коллективе и игроках? Кого бы отдельно, возможно, хотели отметить?
— Команду хочу поблагодарить, что доверились, терпели. Мы сыграли как единый механизм. Хочу отдать должное Сергею Кирееву, который проделал сумасшедшую работу. Заметен тот импульс, который он передал вратарям, как много времени он им уделял. Это дорогого стоит. И как он с точки зрения вратаря объединился с полевыми. Все сыграли как хорошо отлаженный оркестр. Сложно кого-то выделять, появился баланс в команде.
— Вратарская линия. Насколько она сыграла ключевую роль в успехе «Лекса»?
— Вратари сыграли прекрасно. Как я уже сказал, здесь нужно отдать должное Сергею Кирееву, который полностью вёл вратарскую позицию. Его мысли, характер, непреклонность и трудолюбие — это всё вылилось в такой результат. Насколько знаю, он всегда общался с голкиперами, помимо их физической и технической подготовки, занимался их эмоциональным настроем. Поэтому заслуженно, вратарская позиция MVP в этом сезоне.
— Какие коррективы по ходу Суперфинала вносил Александр Елизаров? Какова его заслуга наряду с Сергеем Киреевым, которого вы уже упомянули, в общем успехе?
— Александр Елизаров очень сильно помог с точки зрения тактических установок. Перед матчами он с этим консультировал меня, как правильно доносить информацию. У меня бывала какая-то скомканность, торопился, мысли сбивались. Александр Борисович всё это раскладывал по полочкам: видео-ролики, словесно. Опыт португальского языка тоже помогал ему. Вечером мы вместе созванивались и корректировали какие-то моменты. Также Сергей Киреев всегда был на связи, мы вместе втроём коллегиально принимали решения. Благодарю, что люди работают глядя в глаза, без какой-то зависти и других подоплёк, всё прозрачно и честно.
— Как готовитесь к Кубку страны? Произойдут ли в команде изменения? И какие задачи стоят перед «Лексом» в Анапе?
— Самое главное сейчас — отдохнуть. У нас было три дня небольшого перерыва. Теперь будем потихоньку вкатываться. Сезон не закончен. Оглядываясь назад понимаем, что много пропускам. Матч с «Локомотивом»— это вообще недопустимо. Работы непочатый край и останавливаться на достигнутом очень глупо. Тем более, ударить в грязь лицом сейчас нельзя. Перед нами двойная ответственность после успеха в чемпионате страны. Теперь ещё больше на нас будут настаиваться, захотят доказать. Наша задача — показать, что результат чемпионата России — это не случайность, а плоды нашей работы.
— Уже есть понимание по следующему сезону? Дебют на тренерском мостике у вас получился успешным. Хотелось бы продолжать работать с «Лексом» дальше?
— По следующему сезону, от слова совсем, мы ещё не общались с руководством «Лекса». Мысли здесь и сейчас. Работа не закончена. Впереди — Кубок России, второй по значимости турнир в стране. Начиная с зимы, мы готовились к этим соревнованиям. По их результату уже будет виден какой-то итог сезона. Тогда и будем принимать решение, садиться и выслушивать, в первую очередь, пожелания команды, штаба, руководства. Сейчас пока точно мысли не об этом.