Леонов: «Никто из команды не хотел разъезжаться по домам»
Главный тренер женской сборной России — об учебно-тренировочном сборе, поиске соперника в Латинской Америке и потенциальном учреждении мундиаля.
С 11 по 18 октября в Санкт-Петербурге женская сборная России провела второй в нынешнем году учебно-тренировочный сбор (УТС). Подавляющее большинство футболисток отправились в город на Неве прямиком из отпуска, что не могло не сказаться на их функциональном состоянии. Об этом в интервью порталу BSRussia рассказал главный тренер национальной команды Илья Леонов.
По словам специалиста, несмотря на небольшие шероховатости, был проделан колоссальный объём работы, а 85% поставленных задач были выполнены. Кроме того, при удачном стечении обстоятельств, не за горами проведение ещё одного УТС, в рамках которого отечественным футболисткам будут противостоять по-настоящему именитые соперники из-за рубежа.
— Илья Юрьевич, и вы, и подопечные выглядите довольными, что, как кажется, очень важно в нынешний момент. Команда жива и собирается вместе. Поделитесь эмоциями?
— Конечно! Мы увиделись и собрались в такое непростое время. В хорошем месте, в отличном отеле и, самое главное, провели матчи с сильными соперниками. Да, как и упоминал ранее, качество выступлений было далеко не идеальным, однако нам есть куда стремиться. Никто из команды не хотел разъезжаться по домам, говорили: «Давайте ещё два-три дня поработаем». Хочу выразить благодарность и подопечным, проявившим свои лучшие качества, несмотря на не самую лучшую готовность, и тренерскому штабу, который также всегда отрабатывает на все 100%.
— В разных видах спорта идёт много дискуссий о том, нужны ли сборы и контрольные матчи. Как пример: большой ажиотаж вокруг национальной команды России по большому футболу, для которой не удалось найти спарринг-партнёра на последнем сборе. Что могли бы ответить тем людям, которые скептически относятся к проведению УТС?
— Наверное, даже не стану отвечать или возражать — у каждого человека своё мнение на данный счёт. Кроме того, каждый всё равно будет считать себя правым. Для нас сбор в Санкт-Петербурге стал вторым в текущем году. Мы работаем над третьим, общаемся со множеством федерации, но сейчас в октябре понимали, что улететь куда-либо за границу мы не сможем. Поэтому было принято решение впервые в истории собраться в городе на Неве.
Мы провели три спарринга с замечательными соперниками. Для нас это стало глотком свежего воздуха. Мы понимаем, ни один УТС не заменит международных соревнований, однако и на внутренней арене мы ощутили достойный уровень конкуренции. Поэтому наша позиция предельно чёткая и ясная. Сборы для национальной команды нужны. Да, многие девчонки мечтают слетать за рубеж и помериться силами с футболистками из других стран, но времена для такого турне, конечно, не самые простые. Тем не менее, рук мы не опускаем, поиск иностранного соперника будет продолжен.
— Многое уже сказано про физическую форму девушек, вышедших из отпуска и набиравших кондиции в ходе сбора. Позвольте обсудить другие аспекты? Как много из запланированного удалось реализовать в ходе уже завершившегося УТС?
— Скажем, мы справились на 85 процентов. Я бы мог сказать и на 100, однако быть полностью довольным во всём никогда не получится. В целом недельный цикл прошёл удачно: провели все три запланированных спарринга, в каждом из них одержали победу и обошлись без травм. Повторюсь, девушки — большие молодцы. Было видно, как тяжело им даётся работа.
— На какие шероховатости отведёте оставшиеся 15 процентов?
— Основная проблема — девчонки давно не выходили на песок. Без должной физической подготовки крайне сложно принимать быстрые решения, перемещаться по площадке, исполнять тот или иной технический элемент. Повторюсь, были футболистки, находившиеся в неплохом функциональном состоянии, но основной костяк коллектива действительно тяжеловато вкатывался после отпуска. Поэтому оставшиеся проценты закладываем именно на это.
— В отличие от мужской сборной, средний возраст женской национальной команды на порядок ниже. Даёт ли это вам возможность не так радикально проводить омоложение состава? Каким вы видите идеальный процесс подпитки коллектива новыми кадрами?
— Действительно, мы обсуждали с Михаилом Лихачёвым, стоит ли брать на сбор в ОАЭ того или иного футболиста. У девчонок ситуация несколько иная. Пул футболисток, из которых можно выбирать, меньше, нежели у мужчин. Мне бы удержать тех спортсменок, которые уже есть в моём распоряжении, однако мы и вправду стараемся регулярно приглашать одну или двух новых девушек на наши сборы.
Не секрет, несколько игроков уходили от нас в большой футбол или футзал. Впрочем, это никуда не исчезло — к представительницам пляжного футбола до сих пор сохраняется интерес от клубов из родственных видов спорта. И всё же мы продолжаем трудиться, постоянно просматривать новые кадры. Это не так просто, и не всё у всех получается. Часть девчонок работают в других местах, поскольку пляжный футбол на данный момент не настолько профессионален, как другие разновидности этой игры с мячом.
С приходом к нам «Кристалла» и «Звезды» ситуация несколько изменилась в лучшую сторону: появился ряд девушек, на постоянной основе занимающихся именно пляжкой. Как только загорается звёздочка, которая хотя бы один-два турнира провела на высоком уровне, мы готовы рассмотреть её кандидатуру и отправить вызов в национальную команду.
— Век спортсмена короток, и, к сожалению, для ряда девушек карьера пролетает без международных соревнований. Вам приходилось проводить психологическую беседу и где-то, может, по-отцовски помочь подопечным справиться с этими обстоятельствами?
— Конечно. Наши «ветераны» подходят и спрашивают: «Когда, ну когда нас уже вернут? Интересно, дотянем ли мы до этого времени?» Я всегда отвечаю: «Шансы есть, и мы их ждём, просто не всё зависит от нас». Мы должны быть во всеоружии и по возвращении снова доказать, что являемся элитой мирового пляжного футбола.
— Значит, жизнь кипит, а работа продолжается! И как раз вы говорили, что надеетесь на проведение третьего в этом году сбора. Могли бы поделиться подробностями? Где он может пройти, какая работа ведётся?
— Да, это не является секретом. Переговоры ведёт Российский футбольный союз (РФС), продолжающий общаться с представителями латиноамериканских федераций. В частности, речь о таких странах, как: Эквадор, Парагвай, Уругвай. В начале декабря у них запланировано проведение турнира Кубок Либертадорес, а мы, в свою очередь, хотим понять, заинтересованы ли они в преддверии состязаний провести несколько спаррингов с нами. Возможно, это поможет командам из Южной Америки подготовиться к предстоящим соревнованиям. Всё очень и очень непросто, однако РФС продолжает вести эту кропотливую работу. При идеальном сценарии мы могли бы помериться силами с Эквадором, Парагваем и Бразилией.
— Кажется, вы назвали те команды, с которыми классно было бы провести спарринг и в то время, когда мы были участниками международных стартов. Сильный подбор потенциальных соперников...
— Так и есть. С другой стороны, данные федерации не обладают мощными финансовыми возможностями, насколько я могу судить. То есть, они не могут щёлкнуть пальцами и сказать: «Хотим видеть в соперниках сборную России, пусть прилетают». Нет, есть большое количество факторов, способных повлиять на ситуацию. Впрочем, в прошлом году мужская сборная летала в Парагвай. Почему бы не повторить это и в нынешнем, только задействовать и женскую команду? Всё возможно, ждём результатов переговоров.
— Позвольте немного развить тему международных стартов. Всемирная организация пляжного футбола (BSWW) предложила-таки ФИФА учредить женский чемпионат мира. Как относитесь к инициативе BSWW?
— Женский мундиаль способен стать потрясающим зрелищем, но не представляю, как возможно его проведение без нас. С другой стороны, один мужской чемпионат мира в качестве наблюдателей мы с Михаилом Лихачёвым и Андреем Бухлицким уже посетили. Тяжело смотреть на песок и думать, как наши футболисты сейчас бы там участвовали в бою. Были заметны взгляды и рассуждения людей, говоривших, что без России соревнования нельзя назвать полноценными. Даже тренеры команд-соперниц понимают, что всё дело в политике. Конечно, есть частные истории, когда Эстония или Литва отказывались выступать против белорусов, но подавляющее большинство со сборной Беларуси, и со сборной России играть не только стали бы, но и хотели бы. Инициатива по созданию женского чемпионата мира мне видится перспективной и правильной.
— Как часто вы проецируете увиденное во время международных турниров на своих подопечных?
— Абсолютно всегда. Мы смотрели и NEOM Cup, и Евролигу. Были организованные просмотры матчей с участием сборных Бразилии, Испании, Португалии и даже Польши, которая, к слову, сильно удивила, одержав победу в Суперфинале Евролиги. Просматриваешь и думаешь: «Как бы мы сыграли с этими командами завтра? Какую бы избрали тактику?»
— На чём остановились в этой дискуссии? Где бы могла быть сборная России в нынешних реалиях?
— Моё мнение — отбор к чемпионату мира мы непременно прошли бы: и мужчины, и девушки, если бы такой турнир был учреждён. Считаю, уровень национальных команд России по-прежнему остаётся высоким. Справедливости ради, футбол не терпит сослагательного наклонения, дескать, мы бы там всех порвали. Я выразил уверенность в прохождении квалификационного этапа, но заявлять, что мы и после него бы всех «крушили», не стану. Полагаю, нам по силам было бы бороться за тройку в каждом турнире, где мы принимали бы участие.
— К сожалению, в нынешней ситуации процесс стагнации или регресса, пожалуй, неизбежен, однако как вы считаете, за какой период времени были бы способны вывести девушек на пик формы и составить конкуренцию лидерам мирового пляжного футбола на крупных соревнованиях?
— Судя по последнему сбору, если девчонки выйдут из отпуска, времени потребуется побольше привычного (смеётся). Думаю, привести всё в полный порядок можно за один-полтора месяца. Если речь идёт о футболистах, которые не выходят из отпуска, то и вовсе — три недели сбора, а дальше вперёд и в бой!